Адрес

355017, город Ставрополь, улица Мира, 278-а.

Контакты

Тел./факс. : 8(8652)24-92-27
Электронный адрес:
dou_5@stavadm.ru

Влияние родительских установок на развитие детей

15.11.2017

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита: Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно,  родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые, впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической, защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и, поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Негативные установки

 

Позитивные установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

 

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

 

Замкнутость, отчужденность, безы -нициативность , подчиняемость , угод -ливость, приверженность стереотип ному поведению.

 

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»  

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

 

«Счастье мое, радость моя!»

     
«Плакса-вакса, нытик!»  

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче…»
     
«Вот дурашка, все готов раздать…» Низкая самооценка, жадность, накопи- тельство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. «Молодец, что делишься с другими!»
«Не твоего ума дело!..»  

 

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?..»
     
 

«Одевайся теплее, заболеешь!»

 

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.

 

«Будь здоров, закаляйся!»

     
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» Трудности в отношении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная само оценка, упрямство, повторение поведения родителя. «Папа у нас замеча тельный человек!»

«Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь де -лать, неумейка!»  

Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психи- ческого развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

 

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

 

«Не кричи так, оглохнешь!»

 

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

 

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

     
 

 

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»

(девочки о мальчике)

 

Нарушения в психосексуальном раз витии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

 

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого».

«Неряха, грязнуля!»  

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, не разборчивость в выборе друзей.

 

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

     
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
     
     
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодо- левать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»  

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессив- ность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»  

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях

«Как ты мне нравишься!»
     
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»  

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

«Смелее, ты все можешь сам!»
     
«Всегда ты не вовремя, подожди…» Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. «Давай я тебе помогу!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»  

Отсутствие самоконтроля, агрессив-ность, отсутствие поведенческой гиб-кости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение все-дозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

 

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в тебя, богатство и яркость эмоционального мира.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Media RSS

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта